Кто как к зиме приготовился
Цель. Показать зависимость неживой и живой природы.
Примечание. За основу занятия берется рассказ К. Д. Ушинского «Проказы
старухи-зимы».
Примерный ход занятия. Педагог напоминает детям о том, что на дворе
зима. Уточняет, что принесла с собой зима (холод, снега, длинные ночи и
короткие дни и т. п.). Предлагает подумать, всем ли нравится то, чем
гордится зимушка-зима.
У зимы бывает разное настроение. То она яркая и искристая, то сварливая
и даже злая. Вот что однажды произошло...
Педагог читает по частям произведение К. Д. Ушинского: «Разозлилась
старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего
стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по
дорогам... А птицы собрались, покричали и полетели за высокие горы, за
синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился».
Педагог обсуждает с детьми поведение птиц с наступлением зимы.
Подводится итог: часть птиц не стала спорить с зимой и улетела в теплые
страны; другая часть птиц осталась, у этих птиц есть свои секреты, как
пережить зиму.
Педагог продолжает чтение: «Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом
поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает
мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку
перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают - зверей пугают.
Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы
запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет,
заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в
теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют».
Педагог обсуждает с детьми поведение разных зверей зимой. Выясняют, чем
вызваны изменения в поведении зверей зимой (зависимость от явлений
неживой природы).
Педагог продолжает чтение: «Пуще злится зима до рыб она добирается;
посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут,
молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам,
по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба
вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее».
Педагог интересуется у детей, как рыбы приготовились зиму зимовать;
обращает внимание на комнатных рыб в аквариуме, которые в тепле и не
замечают, что на улице зима.
Педагог продолжает чтение: «Ну, постой же,— думает зима,— дойму я
людей», - и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы
узорами оконницы в окнах; стучат в стены и в двери, так что бревна
лопаются. А люди затопили печки... да над зимой подсмеиваются. Случится
кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые,
да как примется топором махать, даже пот прошибает.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки и те ее не
боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб
лепят, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут: «Приходи-ка
подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за
нос, даже побелеют, а мальчик схватит снега, давай тереть - и разгорится
у него лицо, как огонь». Никто не боится старухи-зимы.
Педагог интересуется у детей, как они относятся к проказам зимы. Что
делают, когда на улице «идут морозы один другого злее»? В какие игры
играют зимой на улице?
В заключение педагог говорит о том, что, несмотря на плохое настроение у
зимы, которое иногда у нее появляется, она все же нравится нам - людям.
А вот животным значительно труднее зимой, поэтому люди должны им
помогать зиму перезимовать. Но об этом поговорим позже.
|