старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Кто как к зиме приготовился

Цель. Показать зависимость неживой и живой природы.
Примечание. За основу занятия берется рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Примерный ход занятия. Педагог напоминает детям о том, что на дворе зима. Уточняет, что принесла с собой зима (холод, снега, длинные ночи и короткие дни и т. п.). Предлагает подумать, всем ли нравится то, чем гордится зимушка-зима.
У зимы бывает разное настроение. То она яркая и искристая, то сварливая и даже злая. Вот что однажды произошло...
Педагог читает по частям произведение К. Д. Ушинского: «Разозлилась старуха-зима; задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам... А птицы собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился».
Педагог обсуждает с детьми поведение птиц с наступлением зимы. Подводится итог: часть птиц не стала спорить с зимой и улетела в теплые страны; другая часть птиц осталась, у этих птиц есть свои секреты, как пережить зиму.
Педагог продолжает чтение: «Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают - зверей пугают.
Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют».
Педагог обсуждает с детьми поведение разных зверей зимой. Выясняют, чем вызваны изменения в поведении зверей зимой (зависимость от явлений неживой природы).
Педагог продолжает чтение: «Пуще злится зима до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее».
Педагог интересуется у детей, как рыбы приготовились зиму зимовать; обращает внимание на комнатных рыб в аквариуме, которые в тепле и не замечают, что на улице зима.
Педагог продолжает чтение: «Ну, постой же,— думает зима,— дойму я людей», - и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат в стены и в двери, так что бревна лопаются. А люди затопили печки... да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибает.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут: «Приходи-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снега, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь». Никто не боится старухи-зимы.
Педагог интересуется у детей, как они относятся к проказам зимы. Что делают, когда на улице «идут морозы один другого злее»? В какие игры играют зимой на улице?
В заключение педагог говорит о том, что, несмотря на плохое настроение у зимы, которое иногда у нее появляется, она все же нравится нам - людям. А вот животным значительно труднее зимой, поэтому люди должны им помогать зиму перезимовать. Но об этом поговорим позже.

загрузка...
 
Hosted by uCoz