Домашний труд
Цель. Закрепить представление детей о домашнем труде (труд для себя и
семьи), познакомить с некоторыми предметами-помощниками в домашнем
труде, нацелить детей на посильную помощь дома.
Материал. Картинки с изображением различных бытовых предметов и бытовой
техники, а также других предметов и объектов.
Примерный ход занятия. Педагог напоминает детям, что во время встреч с
людьми разных профессий все они рассказывали о том, как после работы
продолжают трудиться дома. Что же это за труд дома (домашний труд)?
Интересуется у детей, трудятся ли дома их родители после работы.
Педагог спрашивает, какие трудовые действия можно отнести к домашнему
труду, и тут же обобщает ответы: «Взрослые люди ходят на работу, где у
них много разных дел. На работе они обычно устают. После работы все
спешат домой. Всем хочется отдохнуть после рабочего дня. Но не тут-то
было! Дома наших близких ждут домашние дела. Вы много перечислили
домашних дел (приготовление пищи, уборка помещений, стирка, глажка,
мытье посуды и т. п.). Но есть еще домашние дела, которые вы не
назвали». (Перечисление домашних дел, связанных с особенностями места
проживания: надо принести воды, нарубить дров, покормить домашних
животных и т. п.)
Педагог удивляется, как же взрослые успевают все это делать. Когда же
они отдыхают? Если все домашние дела в семье делает один человек, то
тогда ему отдыхать некогда, он очень устанет. Поэтому их надо
распределять между всеми членами семьи. Педагог предлагает детям
подумать над этим и распределить домашние дела между членами условной
семьи (мама, папа, дети). Дети распределяют домашние дела, педагог
помогает им в этом и подводит итог: «Как хорошо вы распределили все
домашние дела и про себя не забыли, ведь вместе это можно сделать
быстро, и останется время на отдых!»
Педагог говорит о том, что в домашних делах помогают предметы-помощники,
предлагает детям выбрать их среди других предметов.
Проводится игровое упражнение «Домашние помощники». Педагог предлагает
детям подойти к коробке с картинками, выбрать картинки с изображением
предметов-помощников в домашнем труде и сложить их на стол воспитателя.
Затем воспитатель с детьми рассматривают отобранные картинки, обсуждая
при этом целевое назначение и функцию предмета.
Педагог делает вывод: «Профессии у людей бывают разные, а вот домашние
дела людей похожи. И продавец магазина, и повар, воспитатель и няня,
врач и водитель и многие другие, приходя домой, занимаются одними и теми
же домашними делами. (Они снова перечисляются.) Их надо распределять
между всеми членами семьи. В домашних делах большую помощь оказывают и
предметы-помощники».
Педагог дает детям задание выбрать себе домашнее дело (если его нет) и
рассказать о нем в группе. Домашний труд каждого ребенка будет
заноситься в альбом «Наши славные дела».
В повседневной жизни педагог рассказывает детям сказочные истории о
предметах-помощниках в домашних делах.
|