Посадка рассады цветов
Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам
выращивания рассады.
Материал. Небольшой плакат с изображением последовательности роста
цветка, иллюстрации с изображением цветов, в данном случае астр, рассаду
которых дети будут высаживать, подготовленные к посеву семена, почва,
стеллаж или ящик, вода.
Предварительная работа. Беседа педагога о цветах, рассматривание
иллюстраций с изображением астр.
Педагог рассказывает сказку (легенду) об астрах. «Название астра
получила от греческого слова «астер», что означает «звезда». По легенде,
астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье: если
ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать
едва уловимое перешептывание - так астры общаются со своими
сестрами-звездами».
Примерный ход занятия. Педагог рассказывает детям историю рождения
цветка, соотнося развитие растения с ростом и развитием человека
(ребенка), при этом используется плакат с изображением
последовательности роста цветка: «Яркие, красивые цветы появляются не
сразу, сначала будущий цветок спит и набирается сил в своей растительной
колыбели, укутанный в свои растительные пеленки (совсем как маленький
ребенок). (Детям демонстрируются семена - колыбели разных растений.) Для
дальнейшего роста и развития растения необходимо позаботиться о нем:
накормить, напоить, согреть. Но у цветов существует своя пища. (Педагог
показывает приготовленную заранее почву, говоря о том, что в ней
содержится много полезных для растения веществ.) Каждое растение, каждый
цветок требует своей пищи, и все любят воду (но в разном количестве).
Семечко-колыбельку прячут в питательную почву и поливают. В теплой,
влажной земле малыш цветок начинает пробуждаться и расти, расти,
расти... И вот он уже слегка подрос и пеленки ему стали малы, малыш
цветок начинает вылезать из них. Но это еще не цветок, это только
росток. Росток продолжает расти, стебель его крепнет, на стебле
появляются листья, листьев становится все больше и больше. И вот
появляется бутон, в котором спит сам цветок. Еще чуть-чуть - и нашему
взору он раскроет свою неповторимую красоту. Мы будем любоваться им и
восхищаться. Рождение цветка - это настоящее чудо!»
Педагог предлагает детям вырастить цветы - астры. Подготовленную почву
дети аккуратно пересыпают в ящики или на стеллаж. Педагог разравнивает
почву, следя, чтобы слой грунта в ящиках был 8—10 см (на стеллаже -
10—12 см). Затем детям раздают семена, они рассматривают их, отмечая их
маленькие размеры. Педагог делает в грунте карандашом углубления (0,5 —
0,8 см). Дети аккуратно кладут в углубления семена. Когда все семена
разложены по углублениям, педагог присыпает их, слегка выравнивая
поверхность земли. Посаженные семена поливают, следя за тем, чтобы они
не всплывали на поверхность земли.
Ящики (или стеллажи) относятся в специальное теплое и светлое место. Их
можно поставить на подоконники. Рядом с ящиками крепится картинка с
изображением будущих цветов и плакат с изображением последовательности
роста растения. По этому плакату дети будут наблюдать рост и развитие
своих цветов, соотнося этап роста цветка с соответствующей картинкой.
К сведению педагогов. Можно высаживать с детьми разные семена,
предварительно обсудив симпатии и предпочтения детей. Желательно
выбирать семена быстрорастущих и неприхотливых растений, которые в
последующем будут высажены на участок детского сада. Это могут быть
семена настурций, бархатцев, люпина и др.
Последующая работа с посадками. Дети следят за ростом и развитием
растений, ухаживают за посадками (полив, рыхление почвы, подкормка,
окучивание). Педагог нацеливает детей на встречу с цветущими астрами,
которая произойдет осенью (дети подрастут и станут большими, и астры
вырастут и тоже станут большими).
|