Мои зеленые друзья
Цель. Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру, дать
представление о строении растения (корень, побег — стебель с листьями и
цветок), вызвать у детей желание заботиться о комнатных растениях.
Материал. Комнатное растение группы, необходимый материал для пересадки
растения (новая обогащенная почва, совочек, клеенка, вода, битые черепки
или промытый крупный песок для дренажа, баночка с водой для черенков).
Примерный ход за н яти я. Педагог ставит комнатное растение (например,
бальзамин) на заранее подготовленный стол, вокруг которого располагаются
дети, и говорит: «Вчера вечером, когда вы все ушли домой, я подошла к
цветку и поняла, что ему плохо и необходима наша помощь. Плохо цветку
оттого, что стало ему голодно, и поэтому у него нет больше сил кормить
свои листья и цветы. Он стал слабым, листья и цветы стали опадать. Как
же помочь нашему зеленому другу?»
Педагог обобщает ответы детей, говорит, что времени зря не теряла и к
сегодняшнему дню приготовила все необходимое для того, чтобы помочь
цветку. Дети рассматривают приготовленные к пересадке материалы.
Педагог начинает пересадку растения, по ходу которой показывает детям
его основные части (корень, побег - это стебель с листьями и цветами) и
рассказывает об их роли в жизни цветка, комментирует свои действия в
процессе пересадки. Демонстрирует, что из дырочки на донышке горшка
(сточное отверстие) показались тоненькие отростки. - Так растение
сигнализирует нам, что этот горшок стал ему тесен (оно как бы выросло из
него) — значит, необходима пересадка. Для этого надо очень аккуратно
вынуть растение из горшка вместе с комом земли. (Вынимает растение и
комментирует свои действия.) Чтобы вынуть растение вместе с комом земли,
горшок обстукивают по краю. Если это не помогает растению выйти из
горшка, надо взять нож и обвести по внутренней стороне круга горшка,
обязательно двигая нож тупой стороной вперед. Итак, растение мы
освободили из тесного горшка. Что же открылось нашему взору? (Дети
рассматривают корень растения.) Наш цветок говорит нам, что эта метелка,
состоящая из тоненьких отросточков, называется корень. Без корней не
может жить ни одно растение на свете. Именно корни питают (кормят) его.
А где же хранится пища для растения? (Ответы-предположения детей.)
Растения питаются совсем не так, как мы, и хранить свое питание в
холодильниках они не могут.
Их питание всегда должно быть рядом с ними. Питание растений содержится
в той почве (земле), в которой растение живет (растет). Если его
выдернуть из земли и оставить, то растение погибнет.
Как же оно забирает свою пищу из почвы? Что ему в этом помогает?
(Ответы-предположения детей.) Именно корни помогают ему питаться. Если у
растения корень поврежден или сломался, то оно погибает от голода».
Воспитатель показывает детям наземную часть растения, дает ее название,
объясняет назначение. Обрезает переросшие побеги и помещает в баночку с
водой. Говорит, что это будущие цветы.
Педагог готовит дренаж (объясняя его назначение), помещает растение по
центру горшка и засыпает его новой плодородной почвой. Поливает цветок,
ставит на место.
Последующая работа. Педагог с детьми наблюдают за пересаженным
растением, отмечая все его изменения. По аналогии проводится пересадка
всех остальных комнатных растений в группе, в которой активное участие
принимают дети. Во время каждой пересадки закрепляются представления о
строении растения, о значимости и важности отдельных частей растения в
его жизни.
|