Занятие 1. Путешествие в сказочный лес. Дидактическая
игра «Я — старик-лесовик»
Цель. Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе,
помогать им понятно излагать свои мысли; совершенствовать
пространственные ориентировки детей, подсказывать им нужные предлоги;
вызвать желание участвовать в ролевых диалогах.
Ход занятия:
Воспитатель интересуется, понравилась ли детям поездка в Африку, есть ли
у них желание слетать туда еще раз.
«В Африку мы теперь отправимся не скоро, так как поездка эта дальняя,
дорогая, — продолжает разговор педагог, — а поехать куда-то хочется, не
так ли? Я приглашаю вас отправиться не очень далеко, в сказочный лес.
Там, представьте
себе, сейчас лето.
Кто готов к новому путешествию? Не забудьте захватить что-нибудь от
комаров и мошек.
Поедем поездом, поэтому целесообразно захватить побольше еды — в поезде
почему-то всегда есть хочется. Кто какую еду собирается взять? Учтите,
что в поезде нет холодильников. (Заслушивает ответы детей, уточняет их.)
Остались минуты до отхода нашего поезда. Не забудьте попрощаться с
родителями. Как вы это сделаете, что скажете им? (До свидания, мама! Не
волнуйся за меня. Я не заболею и не потеряюсь. Я позвоню тебе, если
будет возможность. И т. п.)
По-е-ха-ли! По-е-ха-ли!
Поезд набирает скорость, колеса стучат: «Ту к- тук-ту-ууу,
тук-тук-ту-ууу» (хоровые повторения). Под их перестук хочется спать...
Про-сы-пай-тесь! При-е-ха-ли!»
Дети рассматривают рисунок в альбоме «Учусь говорить» (с. 16 — 17).
Описывают лесную полянку и двух ее обитателей — медвежонка и енота.
Педагог напоминает, что путешествие сказочное и полянка сказочная: «Мы в
российском лесу, а один из зверей, енотик, в наших лесах не живет. Он
обитатель американских лесов».
Предлагает оживить полянку, перенести на нее разных лесных животных,
кустики ягод. (Картинки приготовлены заранее.)
Просит рассказать, у кого что получилось, где какая зверушка
расположилась, где ягодки выросли. Уточняет, стали ли полянки
привлекательнее.
Интересуется, как ведут себя звери-зверушки на новом месте, понравились
ли они друг другу, не поссорились ли.
«Мы останемся на этой полянке или отправимся дальше? — уточняет педагог.
— Чтобы отправиться дальше, следует отдохнуть. Забирайтесь в палатки, я
их уже поставила, и подремлите часок-другой». (Воображаемая ситуация.)
Когда дети «проснутся», воспитатель сообщит им, что превратился в
старика-лесовика. «Видите мою бороду? - - интересуется педагог. — А
шляпу, похожую на шляпку белого гриба? А жилет из еловых чешуек?
(Воображаемая ситуация.) Превратившись в лесовика, я могу вас превратить
в зверей и зверушек. Леса здесь дремучие, и людям, а детям тем более, не
пройти. Превращайтесь в кого хотите, а я проверю, настоящая передо мной
зверушка или нет. Если настоящая, перенесу в самую чащу леса. Кто
первый?»
Обязательно найдется ребенок, который примет условия игры.
«Я — белочка», — сообщает ребенок старику-лесовику. «Возможно, возможно,
— соглашается тот и задает белочке разные провокационные вопросы: - У
тебя только две ноги, не так ли? И шубка из перьев, как у
сороки-белобоки? А хвостик маленький и круглый? Ты не любишь есть грибы
и орехи? Живешь под корнями дерева, не правда ли?» И т. п.
Лесовик беседует еще с несколькими зверушками. Выясняет у остальных
детей, кто в кого превратился, и уводит их в самую чащу дремучего леса.
|