старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Занятие 2. Рассматривание сюжетной картинки. Звуковая культура речи: звук ш

Цель. Учить детей рассматривать сюжетную картинку, обогащать их словарь, совершенствовать грамматический строй речи; упражнять детей в произношении изолированного звука и звука в словах.
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям о том, как старик-лесовик помог детям превратиться в зверушек, чтобы легче было проникнуть в самую чащу, глубину леса, на самую сказочную его полянку.
Просит детей закрыть глаза, произносит заклинание и ставит перед детьми картинку «Лес и его обитатели».
Воспитатель дает детям возможность высказать свои первые впечатления и начинает беседу:
«Чудесная полянка, не правда ли? Звери миролюбивые, спокойные, никто никого не боится, никто никого не обижает.
В центре полянки огромный дуб. Около него...» Дети рассказывают, кого они видят, кто чем занят.
Педагог убирает картинку, произносит заклинание, и дети оказываются на занятии по развитию речи в родной группе.
Воспитатель интересуется, помнят ли дети свистящую песенку с. Объясняет, что живет на свете шипящая песенка — шшшш. Это трудная песенка. Не все дети пятого года жизни умеют произносить звук ш, но это не беда. Если каждый день упражняться, поднимать кончик языка кверху, округлять и вытягивать губы (показ), то звук зашипит. Дети произносят звук все вместе и индивидуально (5—6 ответов). Если ш произносить четко и достаточно громко, на ладони, поднесенной к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя теплого воздуха. Упражнение повторяется 2—3 раза.
«Звук ш отчетливо слышен, продолжает разговор педагог, — когда шипит и собирается ущипнуть вас чем-то рассерженный гусь: шшшшш, когда шкворчит на сковороде сало или масло: ш-ш-варк, ш-ш-варк, когда ветер гонит осенние листья: шур-шим, шур-шим.
В нашем родном русском языке много слов, в которых есть
звук ш. Послушайте:
Приплывали два ерша, Поливали из ковша, Прибегали лягушата,
Поливали из ушата,
Тушат, тушат — не потушат,
Заливают — не зальют».
(К. Чуковский. Путаница.)
Спрашивает, из какого произведения строчки, кто написал для детей эту чудесную сказку. Дважды повторяет отрывок, а дети проговаривают слова со звуком ш (выделены).
Педагог знакомит детей с новым веселым стихотворением, в котором тоже много слов со звуком ш. Читает им стихотворение «Трудолюбивая"Старушка» Ю. Мориц. Повторяет его. Первые двенадцать строчек читает, не прибегая к помощи детей, а далее дети после каждой паузы-подсказки взрослого добавляют слова, и прежде всего со звуком ш: старушке, в избушке, кошка, мышка, мушка, мальчишка.
загрузка...
 
Hosted by uCoz