Занятие 2. Рассматривание сюжетной картинки. Звуковая
культура речи: звук ш
Цель. Учить детей рассматривать сюжетную картинку, обогащать их словарь,
совершенствовать грамматический строй речи; упражнять детей в
произношении изолированного звука и звука в словах.
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям о том, как старик-лесовик помог детям
превратиться в зверушек, чтобы легче было проникнуть в самую чащу,
глубину леса, на самую сказочную его полянку.
Просит детей закрыть глаза, произносит заклинание и ставит перед детьми
картинку «Лес и его обитатели».
Воспитатель дает детям возможность высказать свои первые впечатления и
начинает беседу:
«Чудесная полянка, не правда ли? Звери миролюбивые, спокойные, никто
никого не боится, никто никого не обижает.
В центре полянки огромный дуб. Около него...» Дети рассказывают, кого
они видят, кто чем занят.
Педагог убирает картинку, произносит заклинание, и дети оказываются на
занятии по развитию речи в родной группе.
Воспитатель интересуется, помнят ли дети свистящую песенку с. Объясняет,
что живет на свете шипящая песенка — шшшш. Это трудная песенка. Не все
дети пятого года жизни умеют произносить звук ш, но это не беда. Если
каждый день упражняться, поднимать кончик языка кверху, округлять и
вытягивать губы (показ), то звук зашипит. Дети произносят звук все
вместе и индивидуально (5—6 ответов). Если ш произносить четко и
достаточно громко, на ладони, поднесенной к губам, но не прижатой к ним,
ощущается струя теплого воздуха. Упражнение повторяется 2—3 раза.
«Звук ш отчетливо слышен, продолжает разговор педагог, — когда шипит и
собирается ущипнуть вас чем-то рассерженный гусь: шшшшш, когда шкворчит
на сковороде сало или масло: ш-ш-варк, ш-ш-варк, когда ветер гонит
осенние листья: шур-шим, шур-шим.
В нашем родном русском языке много слов, в которых есть
звук ш. Послушайте:
Приплывали два ерша, Поливали из ковша, Прибегали лягушата,
Поливали из ушата,
Тушат, тушат — не потушат,
Заливают — не зальют».
(К. Чуковский. Путаница.)
Спрашивает, из какого произведения строчки, кто написал для детей эту
чудесную сказку. Дважды повторяет отрывок, а дети проговаривают слова со
звуком ш (выделены).
Педагог знакомит детей с новым веселым стихотворением, в котором тоже
много слов со звуком ш. Читает им стихотворение «Трудолюбивая"Старушка»
Ю. Мориц. Повторяет его. Первые двенадцать строчек читает, не прибегая к
помощи детей, а далее дети после каждой паузы-подсказки взрослого
добавляют слова, и прежде всего со звуком ш: старушке, в избушке, кошка,
мышка, мушка, мальчишка.
|