Занятие 2. Звуковая культура речи: звук с
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять их в произношении
изолированного звука, звука в слоге, в разных словах. Способствовать
развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять
наличие звука с в слове.
Ход занятия:
«Язычок, а он, к счастью, есть у всех вас, с удовольствием произносит —
проговаривает слова и поет разные песенки. И те, которые поют люди, и
те, которые «поют"» животные, - начинает занятие воспитатель. — Моему
Язычку очень понравилась песня малыша-жеребенка. Жеребенок — это что за
животное?
У жеребенка трудная песня, и Язычок долго учился ее петь. Зачем учился?
А вот зачем. Язычок хочет выучить песенку вытекающей из крана водички.
Язычку объяснили, что если он научится хорошо петь песню жеребенка, то у
него получится и красивая свистящая песня водички.
Хотите научить Язычки петь протяжную песню жеребенка и свистящую,
завораживающую песню воды, не спеша вытекающей из крана? «И-и-и-и», -
негромко и протяжно ржет жеребенок. Как он ржет? (Хоровые и 6—8
индивидуальных ответов.) «С-с-с-с», заструилась, засвистела вода,
вытекая из крана. Как засвистела?»
Педагог рассказывает детям о том, что при исполнении песни жеребенка и
песенки водички вокруг губ танцует ветерок. (Проговаривает звуки,
поднеся ладонь к губам и стоя боком к детям.) «Проверим? Кто что
заметил?» — продолжает воспитатель.
Предлагает не громко, не спеша проговорить чистоговорки. Просит детей
быть повнимательнее, чтобы ничего не перепутать. Вначале чистоговорки
дети проговаривают все вместе, затем мальчики воспроизводят
звукоподражательные слова, а девочки - концовку первой чистоговорки,
после чего звукоподражательные слова произносят девочки. И т. д.
Ся-ся-ся, са-са-са —
Не пугай нас, оса.
Сю-сю-сю, су-су-су —
Не заблудимся в лесу.
Далее педагог предлагает детям назвать все, что они видят на лесной
поляне, и поставить фишки на предметы, названия которых начинаются на с
(букву с рисовать не надо).
Для закрепления произношения звука с в словах рекомендуем прочесть детям
стихотворение «Очень-очень вкусный пирог» Н. Гернет и Д. Хармса. Можно
прочесть им также стихотворение «Вот какой рассеянный» С. Маршака,
предложив детям негромко проговаривать строчки «Вот какой рассеянный с
улицы Бассейной!» и предоставляя им возможность договаривать слова:
надел сковороду, трамвай остановился, помчался в кассу, бутылку квасу,
рассовал их под диваны, заснул спокойным сном и т. п.
Задания на определение наличия звука с в словах можно выполнить,
используя альбом серии «Страна чудес». Этот альбом целесообразен для
закрепления пройденного материала и для индивидуальной работы с детьми,
нуждающимися в дополнительных занятиях с педагогом.
|