старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук ч. Заучивание наизусть русской народной песенки «Дед хотел уху сварить...»

Цель. Упражнять детей в отчетливом и правильном произношении звука ч (изолированного, в слоге, в словах), в определении наличия звука в слове; помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает, что хочет проверить, все ли дети научились правильно произносить трудные звуки с, з, ц, ш, ж, не нужна ли кому-нибудь помощь. Называют звуки вслед за воспитателем (все вместе и индивидуально).
Педагог знакомит детей с новым звуком ч, проверяет, как его произносят дети.
Объясняет, что этот звук хорошо слышится, когда набирает скорость паровоз (чух-чух-чух-чу-у-у), когда чирикает воробушек (чив-чив-чив), когда непослушный воробьенок высовывается из гнезда, а воробьиха летает рядом, волнуется: «Чадо, чадо, чебурахнешься!»
Просит детей попробовать назвать еще слова, относящиеся к воробьям: воробей, воробьиха, воробышек, воробьишко, воробьиное (перышко), по-воробьиному.
Просит детей внимательно осмотреть групповую комнату, обнаружить предметы, в названиях которых есть звук ч, встать рядом с таким предметом: часы, обручи, чехол, чайник, чашки, очки и т. п.
Используя орфографический словарик, зачитывает 10—12 слов, начинающихся на ч (по выбору воспитателя), предлагает детям объяснить смысл того или иного слова. Интересуется, какое слово дети слышат впервые.
Предлагает поиграть в знакомую игру «Не ошибись». Напоминаем, что дети делают хлопок, если слышат в слове звук ч: чашка ... стакан ... чепуха ... несуразица ... домовенок ... чертенок ... черный ... белый ... чисто ... грязно ... чумазый ... черненький ... трубочист.
Берет на заметку детей, которые ошибаются достаточно часто, чтобы позже поработать с ними индивидуально.
Просит детей, вслушавшись в слог — часть слова, подобрать к нему рифму, например: чу-чу-чу не хочу (улечу), чи-чи-
чи —
ча-ча-ча —
ач-ач-ач
чок-чок —
Педагог читает детям русскую народную песенку «Дед хотел уху сварить...» (Хрестоматия для дошкольников. 4 — 5 лет.— С. 12).
Повторяет первые четыре строчки — завершенную мысль, а дети после соответствующей паузы договаривают два последних слова в стихотворной строфе (2— 3 повторения):
Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Воспитатель еще раз читает четверостишие и присоединяет к нему следующие две строки:
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Спрашивает, легко ли коту да петуху дедовы удочки тащить. Кому из них легче? А почему удочки сам дед не тащит? Было бы легко, другое слово, а не слово тащить было бы в песенке. Тащат кот и петух удочки, вздыхают:
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.
Упражняет детей в выразительном чтении последних строчек, предлагает читать их вдвоем. Кот, скажем, читает строчку целиком, а петушок соглашается с котом, вздыхает и подтверждает: невмочь, надо помочь. Упражнение повторяется 4 — 5 раз, исполнители меняются.
Воспитатель интересуется, есть ли среди детей рыбаки и что они знают о ершах. Поясняет: «Это забавная народная песенка, в ней много лукавства. Даже рыба, которую дед собирается наловить, чтобы сварить уху, костлявая, колючая. Ее и чистить трудно, да и кот намучается, собравшись рыбкой полакомиться».
Читает песенку, повторяет ее. Дети читают вместе с педагогом практически без голоса, но четко артикулируя слова.
загрузка...
 
Hosted by uCoz