старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Занятие 3. Звуковая культура речи: звук л (ль)

Цель. Учить детей артикулировать звук: закрепить произношение мягкого и твердого звука в словах: поупражнять детей в определении наличия звука в слове; развивать у детей чувство юмора.
Ход занятия:
«Сегодня я познакомлю вас с новым звуком,— начинает занятие педагог.— Чтобы чисто его произносить, надо слегка упереться кончиком языка в верхние зубы и улыбнуться. Получится звук л. Попробуйте. (Хоровые и индивидуальные повторения.)
Этот звук может быть твердым (ла-ла-ла, лу-лу-лу) и мягким (ля-ля-ля, лю-лю-лю). И в словах звук может звучать мягко и твердо. Повторяйте за мной: лягушка ... лошадка ... лук ... лимон ... ловкая ... ленивая. Что слышите, когда произносите слова со звуком л?»
Воспитатель предлагает детям послушать и отгадать загадку, в которой есть слова с л:
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.) Просит вспомнить загадки, которые дети знают, «пытается отгадать» их.
Используя альбом «Учусь говорить» (с. 28—29), педагог просит детей назвать изображенные предметы, догадаться, в названиях каких предметов есть л, и отметить эти предметы фишками.
Далее дети играют в игру «Не ошибись», хлопком отмечая слова со звуком л: лук ... чеснок ... пароход ... самолет ... лиловый ... синий ... лукавый ... простодушный.
Все ли слова вам понятны?» — интересуется воспитатель и просит объяснить, что означают слова простодушный, лукавый. Среди других цветовых полосок предлагает найти лиловую.
Сообщает, что в отрывке из знакомого всем детям стихотворения тоже много слов со звуком л. Читает:
А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Вот была потом забота —
За луной нырять в болото
И гвоздями к небесам
приколачивать.
(К. Чуковский. Тараканище.)
Читает текст еще раз, дети договаривают слова, ориентируясь на паузы в речи педагога.
Далее дети ведут диалоги с домовенком Кузей, роль которого исполняет педагог. Перед ними 4 — 5 предметных картинок, например ландыш — лук — лягушка — лимон — лиса и т. п.
Когда дети собираются подарить Кузе ландыши, он интересуется, что это такое и зачем эти цветы нужны. «Хорошо пахнут, говорите, лекарственное растение, говорите, тогда я эти цветы съем на обед», — решает домовенок.
Дети возражают, советуют поставить ландыши в вазочку с водой и любоваться ими. Далее в стакан с водой Кузя намерен поставить лук, сделать салат из лягушки, лимон отправить в болотце, чтобы ловил мух и комаров, квакал, лису собирается бросить в стакан с чаем.
загрузка...
 
Hosted by uCoz