Занятие 1. Звуковая культура речи: звук р. Повторение
стихотворения «РРРЫ» Г. Кружкова
Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированного звука и в
словах; упражнять детей в выразительном чтении знакомого им
стихотворения.
Ход занятия:
Воспитатель знакомит детей со звуком самым рычащим, рокочущим, рыкающим
в русском языке — звуком р.
Просит детей произнести этот звук (р-р-р-р), повторить его, попытаться
определить, где находится кончик языка при произношении этого звука (за
верхними зубами) и что с языком происходит (струя воздуха заставляет
язык дрожать).
«Звукоподражаний и слов, в которых есть р, очень много»,— рассказывает
педагог и предлагает проговорить некоторые из них: киррр. крак-крак,
кряк-кряк, гру-гру, тпру; рак ... река ... ромашка ... рукавичка ...
резиновый ... розовый.
Педагог просит детей помочь ему прочесть очень славную скороговорку, в
которой много слов, начинающихся на кар-р-р. Читает-проговаривает
скороговорку, договорившись с детьми, что они по его знаку будут четко
проговаривать кар-р-р, а он будет называть слово.
Утром,
Присев на зеленом пригорке,
Учат сороки
Скороговорки:
кар-р-р
тошка тонка ета туз
кар-р-р
низ
андаш
амель
апуз
(С. Фархади. Сороки.)
Дети вместе с воспитателем проговаривают скороговорку 3-4 раза.
Далее, используя альбом «Учусь говорить», педагог просит назвать
предметы и поставить фишки на те из них, в названиях которых есть звук р,
назвать эти предметы.
Читает 8—10 слов, начинающихся на р, из словаря, предлагает детям
проговаривать эти слова вслед за ним, например: разлив размолвка ...
разгильдяй ... ранет ... рапира ... рапсодия и т. п. Интересуется, кто
какое слово запомнил, что оно, по мнению ребенка, может означать; какое
слово понравилось
Читает детям знакомое стихотворение «РРРЫ» Г. Кружкова. «Теперь, когда
мы умеем правильно произносить трудный звук - говорит педагог,— читать
это рыкающее стихотворение одно удовольствие». Дети 2 — 3 раза
драматизируют произведение.
|