Занятие 2. Литературный калейдоскоп (проверочное
занятие)
Цель. Выяснить, помнят ли дети сказки и рассказы, с которыми их
знакомили в учебном году.
Проверочному занятию предшествует предварительная работа. Воспитатель
втайне от остальных детей договаривается с ребенком о том, чтобы он
сыграл роль героя (представит этого героя). Дети должны будут угадать,
из какой сказки герой и чем сказка закончится. Если ребенку потребуется
партнер, он выбирает его самостоятельно.
Педагог консультирует детей и, если в этом будет необходимость, заранее
смотрит их импровизацию.
Воспитатель определяется также в выборе наглядности, которую он будет
использовать по ходу беседы с детьми: обложка книжки, крупная
иллюстрация, отрывок из произведения и т. п.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям цель занятия и начинает работу вот в такой
последовательности:
1. Вокруг педагога летает и зудит комар: з-з-з. Потом комар заявляет:
«Съем тебя ... съем ... съем ... съем!» Воспитатель спрашивает у детей,
что это за чудовище голодное и из какой сказки. Уточняет, чем же дело в
сказке кончилось и какие еще сказки Д. Мамина-Сибиряка дети знают.
2. Показывает издание книжки «Тараканище» К. Чуковского. Дети называют
сказку, ее автора. Припоминают другие произведения К. Чуковского.
3. Двое детей показывают сценку из русской народной сказки
«Лисичка-сестричка и волк»: волк «опустил» хвост в прорубь,
поет-уговаривает ловиться рыбку, лиса рядышком ходит, свое заклинание
бормочет.
4. Педагог рассказывает: «Не идет Федора за Егора, а и пошла бы Федора
за Егора, да Егор не берет» (русская народная сказка «Журавль и цапля».
В обраб. В. Даля). Спрашивает, что это такое он произнес, в какой сказке
встречается эта концовка.
5. Двое детей изображают первую встречу кота Васи и попугая Жако
(«Воинственный Жако» С. Воронина). Дети называют рассказ и его героев,
рассказывают о том, что произошло с Жако в деревне.
6. Еще двое детей изображают встречу ежа и каппа (сказка бр. Гримм «Заяц
и еж»). Дети называют сказку и рассказывают о том, как чванство да
зазнайство зайца боком ему вышло.
7. Воспитатель просит детей припомнить, где живет Слонопотам и какой он,
этот непонятный, никому не известный Слопомотам (сказка «Винни-Пух и
все-все-все» А. Милна).
8. «В какой сказке Э. Хогарт ужасный паук превратился в фею,
интересуется педагог, — и почему стало возможным это прекращение?» (
Мафин и его веселые друзья.)
9. Воспитатель просит нескольких детей подойти к выставке детских книг и
показать ему и сверстникам любую книжку с рисунками Е.Чарушина
(Ю.Васнецова, В. Сутеева).
В заключение можно дать прослушать произведения в записи, прежде всего
сказки А.С.Пушкина, а также по выбору воспитателя.
|