старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Занятие 4. Импровизируем. Учимся выразительно читать стихотворение «Спи, младенец мой прекрасный...» М. Лермонтова


Цель. Учить детей импровизировать, используя жест и слово; помочь детям запомнить новое стихотворение и выразительно читать его.
Ход занятия
Воспитатель, напоминает детям о том, что им понравился рассказ «Неслух» Н. Сладкова. Предлагает прослушать его в записи (аудиокассета «Рассказы и сказки про животных», ч. 2).
«Интересно было бы посмотреть поединок медвежонка с гри-бом-пыхтуном, не правда ли? - продолжает занятие педагог. -О! Да вы уже показываете, как дело было. За-ме-ча-тель-но!»
Предлагает детям изобразить медвежонка, рассердившегося на гриб. Читает отрывок из произведения, но с паузами. В паузах ребенок жестом, мимикой, голосом показывает свою импровизацию. «...Рассердился мишка ... да как треснет по грибу здоровой лапой ... (Зрители воспроизводят звук лопнувшего гриба: пых-пых-пыыыых. )
Зачихал мишка ..., закашлял ... Протер глаза ..., сел на задок ... и завыл тихо-тихо» (3 — 4 импровизации).
«Вот сколько обид причинили малышу безобидные на вид предметы, — продолжает разговор воспитатель. — Мама, конечно же, медвежонка пожалела, приласкала, облизала его. Нет? Как считаете, мама права или не права? Как я думаю? Мне тоже неслуха жалко, но я помню концовку рассказа: «Ишь, как уму и осторожности его учат». Интересно, что причитал-бормотал плачущий медвежонок на своем медвежьем языке. Ведь говорил же он что-то? Попробуйте представить себя на его месте и... (учимся говорить понятно и правильно). Конечно, вечером мама еще разобъяснит любимому неслуху, как опасно оставаться малышу одному в лесу, как опасно совать нос куда попало. В природе всяк себя защищает, как может. Медведица пожалеет, приласкает медвежонка, колыбельную споет.
Очень славную колыбельную написал М. Ю. Лермонтов, замечательный русский поэт. Эту колыбельную знают ваши бабушки и мамы. И нам хорошо бы ее запомнить».
Воспитатель читает стихотворение (Хрестоматия для дошкольников, 2—4 года). Вторично читает его.
Продолжает: «Можно было бы написать: «Спи, мой маленький» или «Спи, мой малыш», а у Лермонтова — «Спи, младенец мой прекрасный». Повторите эти замечательные слова. Нравится проговаривать их?
Давайте вместе попробуем уговорить младенца спать и тихонько, нараспев, произнесем: «Баюшки-баю». Послушаем, у кого как получается...» (4 — 5 индивидуальных ответов).
Педагог повторяет первые две строчки стихотворения и присоединяет две следующие:
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Поясняет: «Прекрасному младенцу пора засыпать, поэтому даже ясный месяц не светит ярко, а ...? тихо смотрит в колыбель». Предлагает детям 2 — 3 раза очень тихо, но отчетливо проговорить эти строчки.
Читает текст с начала, присоединяет к уже знакомому отрывку новый, представляющий законченную мысль:
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою...
Спрашивает, какое необычное слово дети услышали (сказывать). Предлагает пообещать младенцу сказывать сказки и песенку спеть (хоровые и индивидуальные повторения).
Педагог читает стихотворение полностью. Повторяет его, а дети, подражая его исполнению, после специально сделанных пауз добавляют каждую вторую строку стихотворной фразы.
В последующие дни, укладывая детей спать, воспитатель читает эту колыбельную двум-трем детям. Малыши, которым пришлось по душе это стихотворение, будут читать его на любом празднике. Не важно, если оно не будет соответствовать праздничной дате; важно то, что у ребенка возникла потребность прочесть на торжестве хорошее стихотворение.
загрузка...
 
Hosted by uCoz