старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Занятие 2. Звуковая культура речи: звук з

Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука, в слоге и в словах; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова с этим звуком; повторить с детьми знакомое им стихотворение «Комарики-макарики» К. Бальмонта.
Ход занятия:
Педагог просит детей вспомнить песенку жеребенка и свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эти песенки дети исполняют все вместе и индивидуально.
«Сейчас слушайте особенно внимательно, — обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (ссссс) и з (ззззз).— Что услышали? Вы молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.
Ззззз - та звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время ззззз слышится слева, справа, сзади, над головой».
Педагог предлагает поиграть. Часть детей изображают комаров, которые поют тихо и погромче, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем комаров изображают дети, которые только что защищали себя от них.
Путем индивидуального исполнения комариной песни выбирается лучший певец — комар-солист (солист — соло).
Воспитатель продолжает: «В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы — ребята, а они ...? — комарята) исполняют сложные песенки. Например:
За-за-за, зя-зя-зя — Потерял я ферзя.
Кто что потерял? Ферзь - - это ...? - - шахматная фигура. Значит, это шахматист проиграл — потерял ферзя.
Зя-зя-зя, за-за-за — Прилетела стрекоза.
(Каждую чистоговорку дети повторяют все вместе 2—3 раза.)
Зю-зю-зю, зу-зу-зу — Не дразните козу.
Почему не стоит дразнить это рогатое животное?» Воспитатель дважды читает детям:
Заря-заряница, Солнцева сестрица, День замыкает, Месяц зажигает.
(Русская народная песенка.)
Повторяет песенку 2— 3 раза, а дети негромко, но внятно договаривают слова (выделены). Педагог уточняет, об утренней или вечерней заре говорится в песенке.
Далее, используя альбом «Учусь говорить», воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания:
— Назвать предметы, изображенные на заюшкиной картинке.
— Рассказать о том, кому и что на картинке понравилось и почему.
— Повторить вслед за педагогом слова: заяц, зайчиха, зайчонок, забор, земляника, замок. Догадаться, с какого звука эти слова начинаются.
— Отметить фишками предметы, в названиях которых есть з. Назвать их.
Заканчивая занятие, воспитатель читает стихотворение «Кома-рики-макарики» К. Бальмонта (Хрестоматия для дошкольников. 2—4 года; фонохрестоматия). Повторяет его, предоставляя детям возможность отчетливо договаривать слова: летуньица, щебетуньица, комарики, макарики, сударики.

загрузка...
 
Hosted by uCoz