старшая группа познавательное развитие развитие речи математика изобразительная деятельность перспективное планирование календарное планирование карточки прогулок литература по детским садам
 
загрузка...

Занятие 3. Литературный калейдоскоп

Цель. Дать детям возможность прослушать еще раз знакомые стихотворения и новые; помочь им запомнить и выразительно читать стихотворение «Кто?» Саши Черного.
Ход занятия:
Воспитатель уточняет, какое время года стоит на дворе. Напоминает, что ноябрь — последний месяц осени. И стихи прохладное, дождливое, ветреное время года совсем иные, чем про яркую, золотую осень.
Читает детям следующие стихотворения: «Уж небо осенью дышало...» А. С. Пушкина,« Осенние листья по ветру кружат» А. Майкова, <»Зайчик» А.Блока. Спрашивает, кому какое стихотворение особенно понравилось. Дает прослушать одно из стихотворений в записи (фонохрестоматия, аудиокассета «Русская поэзия»).
Читает стихотворения «Кто?» Саши Черного и «РРРЫ» Г. Кружкова. Выясняет, кому какое стихотворение понравилось и
почему.
Воспитатель предлагает одно из этих веселых стихотворений выучить наизусть. Если мнения детей расходятся, следует принять компромиссное решение: «Сегодня постараемся запомнить одно стихотворение, а в следующий раз — другое».
Советует детям остановить свой выбор на стихотворении «Кто?» Саши Черного, так как его труднее запомнить, но интереснее читать: в тексте и вопросы, и восклицания, и усмешка.
Читает стихотворение еще раз. Учит выразительно декламировать начало стихотворения — вопрос поэта к слушателям:
Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?
(4 — 5 индивидуальных повторений.)
Объясняет, как правильнее прочесть ответ на вопрос:
Так и знал — в ответ все хором, нараспев:
«Лев».
Упражняет детей в умении с легким торжеством произносить слова «так и знал», произносить нараспев «лев». Заслушивает 4—5 детей, отмечает наиболее выразительное чтение.
Читает стихотворение с начала, присоединяет к знакомым строчкам новую завершенную мысль:
Лев? Ха-ха... Легко быть храбрым, Если лапы ... шире ... швабры.
Упражняет детей в чтении строк, содержащих вопрос и иронию; подсказывает, что, если между словами делать оправданные паузы, фраза будет звучать убедительнее (4 — 5 индивидуальных ответов).
В строке «Нет, ни лев, ни слон» следует обратить внимание на частицу ни, выделив ее голосом.
Целесообразно объяснить детям, что перед словом мышь стоит сделать паузу подлиннее, так как слушатели стихотворения, не знакомые с ним, не знают ответ на вопрос: «Кто храбрее всех на свете?»
Педагог 3—4 раза читает последнюю часть стихотворения, а дети, ориентируясь на специальную интонационную подсказку, договаривают слова: Сам вчера я ... видел чудо,
Как ... мышонок влез на блюдо
И у ... носа спящей кошки
Не спеша ... поел все крошки. Что?
Воспитатель выясняет, у кого лучше прозвучит торжествующе-задорное «Что?».
Дважды читает стихотворение полностью. Во второй раз дети могут читать вместе с педагогом, но очень тихо, практически без голоса, четко артикулируя слова.
На этом занятии детям не стоит предлагать читать стихотворение, так как они его не успели запомнить. В последующие дни в удобные моменты стихотворение следует еще и еще раз читать детям.
загрузка...
 
Hosted by uCoz